Суббота, 20 Апреля 2024, 10:16
Приветствую Вас Гость | RSS

СЫЗРАНЬ на сайте журналиста Александра Молчанова

Переписка
Реклама
Праздники России
Праздники России
Вебпланета
Поиск по сайту

Сызрань (1683-1811 гг.)


                     ХРОНИКА ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ
1683 г. Четвёртого июня этого года был подписан Указ царей Иоанна и Петра Алексеевичей, согласно которому симбирскому воеводе Григорию Афанасьевичу Козловскому предписывалось «с товарыщи» «Сызран строить». Данное решение являлось составной частью плана возведения новых крепостей и укреплённых линий, призванных контролировать волжский торговый путь, защищать земли государства Российского от набегов кочевников, ногайских и крымских ханов. Одно из таких мест, гористое, ранее уже обжитое, и было выбрано на правом берегу Волги, в юго-западной стороне Самарской Луки, вблизи торгового и скотопрогонного пути с Нижней Волги к Симбирску, между речками Крымзой и Сызраном. По имени последней из них и было решено назвать новый город (в 19-м веке твёрдый знак в окончании слова будет изменён на мягкий, и установится нынешнее название – Сызрань). Этим же царским Указом воеводе Козловскому было поручено набрать полк из симбирских и карсунских дворян, детей боярских и служилых татарских мурз, стрельцов и казаков, и всем им велено…»иттить для построения того сызранского города не замотчав» (то есть не замедлив).
Строительство новой крепости «по минимуму» велось около трёх с половиной месяцев, и к середине сентября было завершено. В тексте новой царской грамоты, от 18 сентября 1683 года, сказано: «От царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев боярину нашему и воеводе князю Григорию Афанасьевичу Козловскому с товарыщи. Писали есте к нам, великим государям, что по нашему, великих государей, Указу город Сызран со всякими земельными, и каменными, и деревянными крепостьми сделали. И тому городовому строенью описные книги, и чертёж, и роспись, и из росписи перечневую выписку, и ратным людям, которые того городового дела в походе с тобою, боярином нашим и воеводою, были списки присланы к нам, в Москву, за дьячею подписью. И мы, великие государи, за ту вашу службу и за городовое строение жалуем тебя, боярина нашего и воеводу, и полку твоего ратных людей милостиво похваляем. И как к вам наша, великих государей, грамота придёт, и ты, боярин наш и воевода князь с товарыщи о том нашу, великих государей, радел ему жить и работать со всяким желательным усердием».
Наряду с Козловским при возведении нашего города особенно отличились и были награждены царями поместьями симбирцы Степан Степанович Нагаткин и Тарас Иванович Бекетов. Построенная в 1683 году крепость Сызран была неправильной четырёхугольной формы, окопана высоким земляным валом и обнесена, согласно дошедшим до нас сведениям, семиугольной, протяженностью по периметру 290 саженей (около 620 метров) стеной из сосновых брёвен, с обыкновенными по тогдашнему времени пятью бревенчатыми башнями. В том числе бревенчатой была и башня над главным входом в крепость (каменная, Спасская, была построена вместо неё, судя по всему, в период с 1684 по 1688 гг.). С трёх сторон крепость была защищена естественными преградами – реками Сызраном, Крымзой и Воложкой, а с четвёртой – глубоким рвом, заполненным водой (следы которого хорошо просматриваются в понижении переулка Лодочного). Забегая вперёд, скажем, что за всю свою историю она ни разу не подвергалась военному нападению.
Внутри сызранской крепости были построены дом воеводы, воеводская канцелярия, избы для стрельцов и других служилых людей, деревянная церковь, освящённая в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (в 1717 году, после её сноса ввиду обветшалости, на этом месте будет возведён каменный Христорождественский собор, сохранившийся до наших дней). 
1684 г. В этом году очередным царским указом на вечное житие в Сызран были переведены со своими жёнами и детьми, для несения караульной службы, 475 сержантов, урядников и рядовых солдат: 236 – из городов Казани и Тетюш, 239 – из Чебоксар. Денежного и хлебного жалованья они не получали, а наделялись выпасами и сенокосами по берегам рек Сызрана и Кубры, вниз по затону до устья речки Кашпирки; пашнями вдоль Симбирской, Карсунской и Самарской дорог.
В том же 1684 году устроившийся на проживание в Сызране старец Кирилл с сержантом Любимом Денисовым и его товарищами-солдатами послали челобитную царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой «дозволить им построить в городе мужской монастырь во имя Вознесения Господня, дабы в нём могли постригаться в монашеский чин многие из них» (данная просьба будет удовлетворена в следующем году).
1685 г. Согласно версии, превалирующей в настоящее время в исторических кругах, именно в этом году южнее Сызрана началось строительство Кашпирской крепости. О других версиях, свидетельствующих о том, что это, скорее всего, было сделано ещё раньше, читайте на странице «История Кашпира» нашего сайта.
В мае 1685 года цари Иоанн и Пётр Алексеевичи подписали «Позволительную грамоту» на основание в Сызрани Вознесенского мужского монастыря. После обследования местности было решено отвести под него участок в «200 сажень в длину и столько же поперёк» на «стрелке», образуемой реками Сызраном и Крымзой.
1686 г. Завершилось возведение первых построек Вознесенского монастыря. Главными его основателями, чьи фамилии были записаны в «Отказной книге Симбирской провинции № 1157», стали 13 человек: старец Кирилл, сержанты Любим Денисов, Аким Постников, Алексей Романов, Максим Карпов, Григорий Белоусов, Любим Глазунов и Степан Бородин, десятник Алексей Красулин, станичные казаки Симеон Симеонов, Иван Давыдов, Яков Михайлов и Кирилл Никифоров.
1687 г. Весной этого года в Кашпир переместился основанный в Сызрани Вознесенский монастырь, но часть монахов осталась, и через несколько лет возродила эту обитель на её исконном месте.
1688 г. В этом году в «Летописи сызранского собора» среди башен местного кремля впервые упоминается Спасская. Большинство историков полагает, что это та самая каменная башня, которая существует здесь и поныне. По своей форме она схожа со старинной головной башней Казанского кремля, что позволяет считать, что именно последняя и бралась при строительстве в качестве прототипа. Это самое древнее каменное сооружение Сызрани, сохранившееся до наших дней.
1689 г. Расширились пределы Сызранской крепости. В частности, на месте нынешнего Казанского кафедрального собора в этом году была построена просуществовавшая около 20 лет деревянная церковь с таким же названием.
1692 г. Центральная сызранская слобода расширилась до нынешнего переулка Федина, рядом с которым была построена деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1694 г. В возрожденном в Сызрани Вознесенском мужском монастыре была построена деревянная церковь, на которую были выделены средства и от царского двора. 
1695 г. В самом центре Сызрани, на месте нынешнего Казанского собора, был основан Богородицкий женский монастырь, просуществовавший 69 лет.
1698 г. В городе началось создание Ильинской слободы. Её центром стала деревянная Ильинская церковь, построенная на нынешней ул. Интернациональной (через 78 лет на этом месте будет воздвигнут каменный храм с таким же названием, сохранившийся до наших дней).
В конце 17-го века земли вокруг Сызрани и Кашпира начали разбирать дворяне Дмитриевы, Ивашевы, Троекуровы и др., на свободных территориях стали поселяться чуваши (деревни Малячкино и Байдеряково) и татары (Старый Тукшум).
1703 г. Весной этого года совершил путешествие по Волге известный голландский писатель де Бруин. Вот что он написал потом о наших местах: «13 мая мы видели город Кашкур, в 120 верстах от Самары. Городок этот невелик, окружён деревянной стеной, снабжённой башнями¸ с несколькими деревянными же церквами…В расстоянии часа далее отсюда есть ещё другой город, называемый Сызран, довольно обширный, со многими церквами. Горы в этой местности бесплодные и безлесные, но далее они становятся гораздо лучше. Калмыцкие татары делают набеги из этих мест вплоть до Казани, и захватывают всё, что могут и сумеют: людей, скот и прочее, и прочее…».
1706 г. Кашпирским воеводой был назначен дворянин, владелец села Троицкое Семён Дмитриев.
1708 г. В составе Симбирского уезда и под началом Кашпира наш город на 10 лет стал относиться к образованной в этом году Казанской губернии. Сызрань уже занимала немалую территорию. Так, в восточном направлении от крепости город удлинился примерно до того места, где ныне ул. Советскую пересекает ул. Бабушкина. А в первую очередь был застроен переулок Лодочный, сохранивший своё название до наших дней.
1710 г. Посадский человек, впоследствии купец и сызранский бургомистр Семён Шлыгин построил в этом году для Богородицкого женского монастыря, взамен износившейся Казанской церкви, деревянный храм с таким же названием.
1711 г. Неподалёку от Кашпира, на берегу Волги, кашпирский воевода Семён Дмитриев построил деревянную Благовещенскую церковь. Местный воинский гарнизон вошёл в состав образованного в 1711 году Казанского полка.
1712 г. В Кашпире при Благовещенском храме был основан мужской монастырь с таким же названием, просуществовавший 52 года. 
1713 г. В этом году, 25 июня, возле Кашпира на источнике, к которому в летнее время пастухи пригоняли скот, явилась величайшая православная святыня Сызранского края – Феодоровская икона Божией Матери. Вот как описывается в старинных летописях данное событие:
«Пастухи, пасшие в недальнем расстоянии от родника стадо, начали замечать над этим местом в воздухе необыкновенный свет. Явление повторялось несколько дней подряд, но каждый раз, как они подходили к роднику, свет исчезал. Наконец, в один день пастухи увидели над данным местом ещё более яркий свет, который, впрочем, мгновенно опять исчез, лишь только они подошли к роднику со стадом.
Но на сей раз они увидели святую икону, стоящую на камне. Осмотрев её в душевной радости, пастухи тотчас дали знать о сём кашпирским жителям…Те немедленно собрались на место явления св. иконы и, найдя оную в таком точно виде, в каком она явилась пастухам, пригласили к роднику местное духовенство с просьбою перенести икону в свой приходской храм, что и было исполнено. Но в последующую ночь, неведомыми судьбами Божиими, эта икона из запертого храма перенеслась на прежнее место своего явления. На следующее утро жители Кашпира, узнав о сём событии, снова устремились к роднику и усердно начали молиться пред св. иконою о том, чтобы сподобила их Владычица иметь Её лик в приходском храме. После сего местные священнослужители подняли из приходского храма иконы с хоругвями и пошли к упомянутому роднику. Здесь, окружив стоящую на камне чудную икону Царицы Небесной, отслужили перед нею благодарственный молебен, а потом, с благоговением взяв её на руки, перенесли вторично в приходской храм. При этом стечение народа было необыкновенное…».
1715 г. Комендантом Сызранской крепости в 1715-1716 гг. являлся бывший кашпирский воевода Семён Дмитриев. На средства купца Семёна Шлыгина в сызранском Богородицком женском монастыре была построена вторая по счёту церковь (тёплая деревянная), во имя Сергия Радонежского. 
1717 г. В ходе произошедшего в августе этого года т. н. «Кубанского погрома», когда крымские татары и их наёмники вероломно вторглись в Поволжье, наряду с рядом других российских городов был полностью уничтожен и Кашпир, а вот Сызрань уцелела. На территории Сызранского кремля (на месте, где ранее находился деревянный Богородичный собор) завершилось строительство каменного Христорождественского храма, сохранившегося (хотя и в несколько изменившемся со временем виде) до наших дней. А указом Петра I от 22 ноября с. г. была создана Астраханская губерния,с вхождением в её состав и Симбирского уезда, в котором находилась Сызрань.
1718 г. После включения Симбирского уезда в состав Астраханской губернии он был преобразован в Симбирскую провинцию, в которую на равных правах вошли Симбирск, Сызрань, Кашпир (уже отчасти восстановленный после «Кубанского погрома»), Самара, Сенгилей, Дмитриев (Хвалынск) и ряд других городов Среднего Поволжья, все – со своими уездами.
1719 г. В Кашпире было упразднено воеводское правление и он превратился в пригород Сызрани. После этого явившаяся в Кашпире чудотворная икона Феодоровской Божией Матери была перенесена в Сызрань, в Вознесенский мужской монастырь. В честь чудотворного образа в нашем городе стало ежегодно (вплоть до окончательного установления советской власти) проводиться празднество с 12 по 27 июня. В течение этих двух недель св. икона торжественно выносилась из монастыря с крестным ходом в город, с посещением всех местных храмов и домов жителей…Считается, что она находилась в Вознесенском монастыре более двух столетий, вплоть до его закрытия. С 30-х годов 20-го века верующие люди прятали её по домам, а в 1944 году принесли во вновь открывшийся в Сызрани Казанский кафедральный собор. А в 90-х годах прошлого века на источнике возле кашпирского кладбища, где был явлен чудотворный образ, началось строительство посвящённой ему православной обители.
1720 г. С этого года права местного самоуправления, согласно указу императора Петра I, были расширены и перешли в руки городских магистратов, избираемых на длительный срок. Точную дату возникновения сызранского магистрата установить не удалось, известно только, что это произошло между 1720 и 1727 гг. 
1722 г. 11 июня этого года кратковременную остановку в Кашпирской крепости (проехав мимо Сызрани) сделал Петр Великий, который вместе со своей женой Екатериной отправился тогда в Персидский поход. Это было, кстати, второе его посещение наших мест. Впервые мимо Кашпира император проплыл еще 30 мая 1695 года, отправившись в поход на Азов.
1723 г. Через 40 лет после основания Сызрани в ней насчитывалось более одной тысячи душ мужского пола посадского населения, всего в два раза меньше, чем в Симбирске. Это выяснилось в ходе всероссийской переписи населения, которая позволила взимать налоги не со двора, а с каждой мужской души.
Первые десятилетия существования нашего города совпали с эпохой петровских реформ, которые послужили мощным импульсом для развития предпринимательства в России. Хотя к началу 20-х годов XVIII века большую часть населения Сызрани ещё составляли люди военные, но под защитой крепостных стен уже зарождалась новая жизнь. Рос посад, в котором селились купцы, кузнецы, плотники, мельники, в общем, всякий торговый и ремесленный люд.
1727 г. В этом году известный историк и географ Иван Кириллов издал свой труд «Цветущее состояние Всероссийского государства». Вот что он написал о нашем городе: «Город Сызран деревянный. Стоит на нагорной стороне Волги реки…В том городе магистрат, в котором один бургомистр, ратманов (членов городского магистрата) – двое, канцелярия их и приказные служители особые…Монастырь, 5 церквей. Купечества в том городе по нынешней переписи 960 человек». А вот строки из этой книги о Кашпире: «Пониже города Сызрана его пригород Кашпор, при речке Кашпорке. По ведомости камор-коллегии в том пригороде монастырь один, церквей 2. Живут в нём служилые люди».
1728 г. В Сызрани произошёл крупный пожар. Сгорело много жилых домов и торговых лавок, оба храма Богородицкого женского монастыря, был сильно повреждён Христорождественский собор.
Симбирская провинция, в составе которой была и Сызрань, в 1728 году вновь перешла в Казанскую губернию.
1730 г. В Благовещенском мужском монастыре завершилось строительство каменного храма (взамен износившегося деревянного). Полуразрушенное здание этой церкви сохранилось на берегу Волги, в нескольких километрах от посёлка Новокашпирский, до наших дней.
1733 г. В Сызрани началось восстановление разрушенного в пожаре Богородицкого монастыря. Строительными работами вновь руководил и в основном финансировал их Семён Шлыгин, ставший к тому времени бургомистром Сызранского магистрата.
1734 г. В Богородицком монастыре завершилось строительство тёплого деревянного храма, освящённого в честь Казанской Божией Матери.
1737 г. Кочевавшие в Среднем Поволжье (в том числе и в районе Сызрани) крещёные калмыки стали переселяться в построенную для них крепость Ставрополь, от которой ведёт свою историю г. Тольятти. 
1739 г. На средства дворянина Ивана Борисова в Вознесенском мужском монастыре был возведён каменный храм в честь Вознесения Господня, который в несколько изменившемся виде сохранился до наших дней.
1741 г. В этом году на территории Сызранского кремля завершилось восстановление закрывшегося после пожара 1728 г. Христорождественского собора, он вновь был освящён. Наибольшую лепту в возрождение храма внёс местный купец Алексей Кандалаев.
1742 г. В Богородицком женском монастыре на средства сызранского бургомистра Семёна Шлыгина был построен каменный храм в честь Казанской Божией Матери. Некоторое время спустя, в том же 1742 году, в центре города произошёл очередной разрушительный пожар. Сызрани был причинён большой урон. Сгорело много лавок, мастерских и жилых домов, деревянная церковь Богородицкой обители.
1745 г. Купцами Демидовыми был основан Людиновский завод, который через 196 лет переедет в Сызрань.
1750 г. В пригороде Сызрани – Кашпире – насчитывалось 436 пахотных солдат.
1752 г. В центре Сызрани, на пересечении ул. Большой (ныне Советской) и Успенского переулка (ныне пер. Федина) был построен каменный храм в честь Успения Божией Матери, с двумя приделами: один – во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, другой – во имя Николая Чудотворца. Эта церковь, периодически реставрируясь, просуществовала более 170 лет. Она была полностью разрушена в ХХ веке местными активистами «Союза воинствующих безбожников». Ныне на её месте (напротив швейной фабрики) расположен городской сквер.
1755 г. Находящуюся на территории Сызранского кремля Спасскую башню горожане полностью восстановили после естественного износа и пожара 13-летней давности. В ней была устроена небольшая православная часовня, освящённая в честь Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.
1759 г. В этом году на средства нескольких прихожан Богородицкого монастыря, в дополнение к кирпичной Казанской церкви, был заложен ещё один каменный храм, во имя Сергия Радонежского. В первые три года строительство велось быстро, но потом остановилось из-за смерти прихожан, которые его финансировали.
1762 г. В конце этого года был опубликован манифест императрицы Екатерины II, призывавший вернуться в Россию всех «русских беглецов» (под ними в основном подразумевались раскольники – старообрядцы) и обещавший им различные «матерния щедроты». Тем, кто согласился вернуться, правительство предоставило для поселения в том числе и местности вдоль старой «сиротской дороги» с Волги на Урал, пролегающей по территории Сызранского района. Немало раскольников поселилось и в Сызрани, где уже к началу 70-х годов XVIII века образовалась солидная старообрядческая община. Постепенно она развернула широкую торговлю хлебом и скотом. Специфика городской жизни определила религиозную идеологию сызранских раскольников: долгое время они придерживались в основном так называемой «беспоповщины» поморского и федосеевского толков, совершая богослужения в своих молельных домах. Больше всего старообрядцев было в Сызрани в начале ХХ века.  
1764 г. В этом году к Сызрани приписали Самару (упразднив в ней воеводскую канцелярию), в которой населения было меньше. На таком заштатном положении Самара находилась девять лет.
На реке Сызран Вознесенский монастырь построил в 1764-м свою третью по счёту мельницу, просообдирочную. В этом году были упразднены Богородицкий женский монастырь в Сызрани и Благовещенский мужской в Кашпире. Оставшиеся после них храмы начали использовать в качестве приходских.
1765 г. В этом году Сызрань посетил с ревизией из Москвы подполковник А. Свечин. В своём рапорте сенату он писал: «Какое же бы на сем месте издревле было поселение, жители сего города не знают, но и поныне в курганах великое множество человеческих костей находят, почему доказывают, что или жестокая баталия, на коей множество людей погибло, или от чрезвычайной моровой язвы так погребены были».
Свечин также сообщил сенату, что в Сызрани «купечества 777 душ, торг имеют рыбный, отпускают в Петербург и на месте весом и счётом отдают московским и ростовским купцам; также покупают на торгу всякий хлеб, отправляют в Москву, Астрахань и в прочие места. В июне и половине августа с приезжающими калмыками производят мену на скотину и лошадей, отдают кожи, холст и сукна; также и от яицких казаков берут икру севрюжью…Пахотных солдат – 1352. Цеховых - 409 душ, кои художество имеют портное, полотничное, шапочное, рукавичное, калачное, хлебное, сапожное, кузнечное, серебряное, масляное, красильное, прядильное, шерстобитное, скорняжное, овчинное, переплетное». А из рисунка, сделанного Свечиным, видно, что город уже располагался по обе стороны реки Крымзы, и появилась небольшая слобода по правому течению реки Сызранки».
1767 г. В этом году у наших предков появился первый опыт парламентаризма: купцы, цеховые ремесленники и пахотные солдаты Сызрани выбрали городского депутата (им стал купец Иоасаф Попов) для участия в созданной Екатериной II Уложенной комиссии, целью созыва которой являлось составление нового свода законов Российского государства. Эта комиссия работала в 1767-1768 гг., но новое законодательство так и не было создано.
В 1767 г. Екатерина II, путешествуя по Волге, добралась лишь до Симбирска. Сидя в 130-ти верстах от Сызрана, она с унынием писала Вольтеру: «Я теперь в Азии…». Но сопровождавшие императрицу графы, братья Орловы, отправились дальше и не пожалели. В итоге Екатерина II пожаловала им земли на Самарской Луке, и они завладели там огромными имениями с центром в селе Усолье, на долгие годы (вслед за ними – и их потомки) сделавшись крупнейшими помещиками Сызранского уезда.
1768 г. Население Сызрани в этом году составило 4940 человек. В Засызране была построена деревянная церковь в честь Преображения Господня.
1769 г. В мае этого года в наших краях побывал известный учёный П. С. Паллас. Наряду с Кашпиром (о чём читайте на странице «История Кашпира») он посетил и Сызрань, и вот что о ней написал: «Большая часть города находится на весёлом гористом месте в северном углу между речками Крымсою и Сызранкою, которые там соединились. Малая часть города с хорошо выстроенным монастырём находится на южном берегу Сызранки, а другой незнатный монастырь стоит на низком берегу Крымсы. Развалившаяся деревянная церковь с каменною соборную церковью и канцелярским строением занимает самое высокое место на берегу Сызранки, и кроме срубленной из брёвен стены обнесена ещё насыпным валом с посредственным рвом…».
Как видим, Сызрань не произвела особенного впечатления на члена Петербургской Академии наук. В то же время Паллас отметил, что в городе очень много хороших яблоневых садов. На взгляд академика, в Сызрани о разведении садов беспокоятся как ни в одном другом месте Российской империи. Он также написал, что «в этом городе многие обыватели держат между дворовыми птицами и китайских гусей (или сухоносов), коих привезли сюда из Астрахани для расплода».
1771 г. По описанию академика Фалька, посетившего Сызрань в этом году, городская застройка состояла из 1249 деревянных домов, пяти каменных церквей и шести деревянных.
1773 г. Население нашего города в этом году составляло около 5 тысяч человек. Императорским указом от 31 августа с. г. Самара (девятью годами ранее приписанная к Сызрани) была передана в Оренбургскую губернию, а Самарский уезд стал управляться сызранской воеводской канцелярией.
Осенью 1773-го Сызрань, уже позабывшая о своём военном предназначении, в одночасье снова стала крепостью: в заволжских степях вспыхнуло восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Когда в декабре с. г. в Сызрань прибыла 24-я лёгкая полевая команда, мятежники действовали уже в непосредственной близости от Самары. Возглавлявший правительственный отряд майор Муфель принимает решение двигаться из Сызрани на выручку осаждённым, но опаздывает. В районе Печерска он встречает самарского коменданта, капитана Балахонцева, бежавшего со своими людьми и городской казной. В Самаре уже хозяйничало войско пугачёвского атамана Арапова (в него вошли и крепостные графа Орлова – Давыдова, прибывшие из-под Сызрани и Ставрополя), без боя занявшее её 25 декабря. В ответ на это 28 декабря команда Муфеля предприняла наступление по льду от села Рождествено, и влютую метель, после многочасового боя, 29-го числа выбила мятежников из Самары.
1774 г. Седьмого января этого года команды майора Муфеля и подполковника Гринёва нанесли поражение отрядам пугачёвских атаманов Арапова и Чулошникова в районе Алексеевской крепости. После этого угроза захвата мятежниками Самары и Сызрани окончательно отпала. Но ещё почти на всём протяжении 1774 года в наших краях появлялись мелкие отряды пугачёвцев, с которыми жестоко расправлялись правительственные войска. По одной из версий, в одном из таких столкновений серьёзно пострадал Кашпир.
Отметим также, что в этом году в Сызрани находилась резиденция поручика Державина (впоследствии ставшего сенатором и великим поэтом), выполнявшего секретную миссию правительства страны. Считается, что есть и его заслуга в поимке на Урале Пугачёва, которого отряд во главе с генералом Суворовым провёз в клетке по старой скотопрогонной дороге через Кашпир в Симбирск и далее в Москву.
1776 г.
Потомки сызранских купцов, построивших в конце 17-го века впоследствии сгоревший Ильинский деревянный храм, решили его возродить, и сначала на данном месте в 1776 году возвели каменный Никольский придел. А ещё через два года в дополнение к нему была построена каменная Ильинская церковь с четырёхъярусной колокольней. В несколько изменившемся за два с лишним века виде она сохранилась в Сызрани до наших дней на ул. Интернациональной, 12.
1780 г. Жалованной грамотой императрицы Екатерины II от 15 сентября этого года было образовано Симбирское наместничество из нескольких уездов, в том числе Сызранского и Самарского. В Сызранский вошли Кашпир, Костычи, Троицкое, Паньшино, Репьёвка, Верхняя Маза, Новоспасское и многие другие сёла., вся Самарская Лука с Жигулёвскими горами, Этот уезд занимал всю южную часть Симбирского наместничества, по площади в несколько раз превосходил нынешний Сызранский район, и его территория доходила почти до Самары (включая в себя и расположенное напротив неё село Рождествено). Сызранский уезд был многонациональным – с мордовскими сёлами (это Еделево, Кузоватово, Еремкино), чувашскими (Смолькино, Малячкино, Тайдаково), татарским (Большой Сайман). Но основную массу его жителей – 85 процентов – составляли русские люди.
22 декабря 1780 года Екатерина II своим указом учредила первый в истории Сызрани герб города. Первоначально он представлял собой щит, разделённый по горизонтали на две части. В верхней был изображён герб Симбирска: в синем поле белая колонна, увенчанная золотой короной. В нижней части – чёрный бык в золотом поле, как символ изобилия и скота. Автором этой остроумной геральдической идеи был граф Санти. В таком виде сызранский герб просуществовал около 70 лет, после чего претерпел некоторые изменения.
С этого же года, в рамках проводимой в России реформы местного управления, исполнительная власть в г. Сызрани стала принадлежать назначенному городничему, расположившемуся со штатом в здании бывшей воеводской канцелярии. Первым в нашем городе этот пост в течение 11 лет, с 1780 по 1791 гг., занимал местный помещик Иван Гаврилович Дмитриев, у которого было 1500 крепостных душ.
1782 г. Был составлен первый план регулярной застройки Сызрани, которая к этому году состояла из 10 помещичьих домов, 40 купеческих, 280 мещанских, 32 – священнослужителей, 250 – ремесленников и 561 домовладения пахотных солдат.
1783 г. Посетивший в этом году Сызрань симбирский чиновник Масленицкий писал, что в городе 6580 человек обоего пола, проживающих в 1310 домах, большей частью весьма ветхих. Хлебная торговля незначительна – в год на 2000 рублей. Многие горожане кормились тогда отхожими промыслами: журналы магистрата полны записей «находится в Астрахани», «находится у Черного Яра», «находится у Батракского перевоза».
В 1783 г. в Закрымзе, на ул. Среднепокровской (ныне ул. Крестьянская), на средства купца Иосафа Попова был построен каменный Покровский храм (до основания разрушенный в 30-х годах XХ века). А до этого в образовавшейся в XVIII веке Покровской слободе существовала деревянная церковь, которая находилась несколько южнее.
1784 г. В городе начала действовать общедоступная регулярная почта с конторой и гужевым транспортом. Существовало несколько почтовых трактов, главным из которых являлся маршрут Сызрань-Симбирск.
1785 г. В Сызрани начала меняться система местного самоуправления, на основании изданной в апреле с. г. Жалованной грамоты Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи. Всё население города было разделено на шесть разрядов. Первый составляли «настоящие городовые обыватели», владевшие в Сызрани домами или землёй (сюда вошли дворяне и духовенство). Ко второму разряду относились купцы, к третьему – цеховые ремесленники, к четвёртому – постоянно жившие в городе иностранцы. Пятый разряд – именитые граждане. Остальные горожане, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся», вошли в шестой разряд.
Все шесть разрядов составляли «градское общество», которое раз в три года избирало городского голову, членов магистрата и гласных (депутатов) общей градской Думы. Последняя, в свою очередь, избирала шестигласную Думу – исполнительный орган управления, состоявший из шести гласных – по одному от каждого разряда горожан. Шестигласная Дума заседала под руководством городского головы один раз в неделю. Ею принимались решения о поддержании порядка, поощрении привоза и продажи товаров, приумножении доходов, разрешении недоразумений по делам ремесленников, гильдий и т.д. Одной из первых задач, поставленных Сызранской Думой, стала необходимость создания в городе учебного заведения (эта идея вскоре осуществилась). Точную дату создания городской Думы и место, где она заседала на первых порах, установить пока не удалось, но доподлинно известно, что для этих заседаний в начале XIX века началось строительство каменного здания на территории Сызранского кремля.
1787 г. В Сызрани было основано малое народное училище (просуществовавшее 12 лет), содержавшееся на пожертвования городских обществ, в которое набрали 15 человек. В нём была двухгодичная система обучения чтению и письму. Два старших класса – с преподаванием истории, географии, физики, механики и других предметов – были тогда положены только для народных училищ в губернских городах.
1794 г. Весь этот год в Сызрани провёл известный русский поэт, наш земляк Иван Дмитриев, потомок местного воеводы Семёна Дмитриева. В своих воспоминаниях он писал: «Это был мой лучший пиитический год… Сызран выстроен был худо, но красив по своему местоположению. Он лежит при заливе Волги и разделяется рекою Крымзою, которая в первых днях мая бывает в большом разливе. Каждое воскресенье, в хорошую погоду, видел я её из моих окон, покрытою лодками; зажиточные купцы с семейством и друзьями катались в них взад и вперёд, под весёлым напевом бурлацких песен. На дочерях и жёнах веяли белые кисейные фаты или покрывала, сверкал жемчуг, сияли золотые повязки, кокошники и парчовые телогреи… А сам я в ясное утро, с первыми лучами солнца, переезжал реку Крымзу прямо против монастыря и, взобравшись на высокий берег, везде наслаждался живописными видами… Потом спускался на Воложку или к заливу Волги. Там выбирал из любого садка лучших стерлядей и привозил их в ведре к семейному обеду. Потом клал на бумагу стихи, придуманные в моей прогулке…».
1795 г.
17 июля этого года, в жаркую и ветреную погоду, в Сызрани произошёл разрушительный пожар. Сгорело много домов в центральной части города, а вот заречные слободы уцелели. Пожар стоил должности тогдашнему городничему Есипову. Вскоре после этой трагедии Сызрань было решено восстанавливать по регулярному плану, составление которого поручили уездному землемеру Ивану Гильдебранту. Каждый желающий получить место и разрешение для строительства обязывался представить ему чертежи будущего здания.
1797 г. Население Сызрани составляло 6400 человек. Вознесенский мужской монастырь в этом году получил для своих хозяйственных нужд 825 десятин земли в том месте, где сейчас располагается Юго-Западный жилой район. С тех пор и до наших дней в народе его зовут Монгорой (Монастырской горой).
1798 г. Сызрань, наряду с Самарой, Алатырем, Буинском, Инсаром, Карсуном, Курмышом, Саранском и Ставрополем, становится уездным городом Симбирской губернии.
1799 г. За недостатком средств в городе в этом году закрылось малое народное училище, созданное 12-ю годами раньше. В дальнейшем, на протяжении около 30 лет, в Сызрани не было никаких образовательных учреждений. Семьи богатых горожан нанимали педагогов. Домашнее обучение грамоте было распространено и в семьях местных старообрядцев, считавших, что их дети сами должны читать священные книги.
1802 г. В самом центре Сызрани (в том месте, где сейчас сходятся ул. К. Маркса и пер. Берлинского) на средства купцов Петра Венедисова и Петра Заворотнова была построена каменная Троицкая церковь (взамен ранее существовавшей деревянной), полностью разрушенная при советской власти.
В 1802 году были проведены ремонтные работы в Спасской башне, в ней после некоторого перерыва вновь начала действовать небольшая часовня.
1804 г. Завершилась разработка первого плана регулярной застройки г. Сызрани, и его в этом году утвердил император Александр I. По этому плану дальнейшую застройку города намечалось проводить кварталами с прямыми улицами. Окружная межа – граница города – проектировалась по линии современных улиц: от Сызранского кремля по нынешней ул. К. Либкнехта на северо-восток до Волжского переулка; отсюда в западном направлении – до ул. Красногорской, и далее на юго-запад – до реки Крымзы. Закрымзенская часть города проектировалась в пределах нынешних ул. Емельянова, Коммунальной и Береговой; Засызран – в границах ул. Ленина, Образцовской, Парковой, Речной. Под городские кварталы и торговые площади отводилось 5516 десятин удобной земли. Другие нынешние микрорайоны Сызрани – ул. Московская, Молдавка, Жареный бугор (не говоря уже о Заусиновском, Юго-Западном районе и т. д.) - в то время ещё не значились в плане. Строения в большинстве своём намечались деревянные, за исключением нескольких каменных домов для городничего, почтового отделения и других контор в центре города. Место, где ныне находится Тимирязевский парк, предназначалось для площади.
В плане были указаны также места для мыльных и кожевенных заводов, кузниц, скотобоен, мельниц, съезжих домов. В семи кварталах отводились места для питейных домов. О школах и больницах в этом плане не упоминалось.
1809 г. На территории Сызранского кремля в этом году завершилось возведение каменного здания для работы городских и уездных властей, с двумя флигелями для архива и кладовых. До наших дней это строение не сохранилось.
1810 г. Был уничтожен (срыт) ров в восточной части бывшей сызранской крепости.
1811 г. В ходе реализации плана регулярной застройки Сызрани к этому году были возведены здания уездного и нижнего земского суда, городского управления.

Александр МОЛЧАНОВ (продолжение - на стр. "Сызрань(1812-1896 гг.)" 


Погода
Просьба
Валюта
Информеры валютного курса
Телевидение
Туризм
Поздравления
Спорт
Прямые спортивные трансляции - футбол, хоккей, теннис, баскетбол, формула-1
Катаклизмы
Рейтинги
Google PageRank
Праздники мира
Международные праздники

Copyright MyCorp © 2024