Православный церковный календарь
Июль 2010 года
1 июля чествуются мученики Леонтий, Ипатий, Феодул, священномученики Василий, Александр и Сергий.
2 июля – прославление апостола Иуды, брата Господня, и святителя Иовы.
3 июля – день священномученика Мефодия, благоверного князя Глеба Владимирского, святителя Гурия, архиепископа Казанского, мучениц Инны, Пинны и Риммы.
4 июля – неделя 6-я по Пятидесятнице, воспоминание об обретении мощей преподобного Максима Грека.
5 июля – чествование священномученика Евсевия, мучеников Зинона, Зины.
6 июля – прославление Владимирской иконы Божией Матери.
7 июля – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В Казанском соборе г. Сызрани состоится Божественная литургия (в 8 часов).
8 июля – чествование благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев. Им посвящен проводимый в этот день Всероссийский праздник семьи, любви и верности.
9 июля – отдание праздника Феодоровской иконы Божией Матери.
10 июля – воспоминание об обретении мощей преподобного Амвросия Оптинского.
11 июля – неделя 7-я по Пятидесятнице. День преподобных Сергия и Германа.
12 июля – празднование в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В Казанском соборе г. Сызрани будут совершены две божественные литургии (в 7 и 9 часов). Завершится Петров пост.
13 июля – собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
14 июля – чествование бессребреников Космы и Дамиана.
15 июля – воспоминание о положении ризы Пресвятой Богородицы во граде Влахерне.
16 июля – торжества в честь перенесения мощей святителя Филиппа.
17 июля – день преподобного Андрея Рублева; страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. В Казанском соборе состоятся молебен и крестный ход.
18 июля – неделя 8-я по Пятидесятнице. Чествование преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского.
19 июля - Собор Радонежских святых.
20 июля – день преподобных Фомы, Акакия, священномученика Павла.
21 июля – торжества в честь явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. В Казанском соборе г. Сызрани состоятся две Божественные литургии (в 7 и 9 часов).
22 июля – день священномучеников Панкратия, Константина, Кирилла.
23 июля – воспоминание о положении честной ризы Господа Иисуса Христа в Москве.
24 июля – прославление равноапостольной Ольги, великой княгини Российской.
25 июля – неделя 9-я по Пятидесятнице. День мучеников Прокла и Илария.
26 июля – собор архангела Гавриила.
27 июля - день апостола от 70-ти Акилы, священномученика Константина.
28 июля – прославление равноапостольного великого князя Владимира.
29 июля – день священномученика Афиногена епископа и 10-ти учеников его.
30 июля – прославление великомученицы Марины (Маргариты).
31 июля – чествование мучеников Емилиана, Иакинфа, преподобных Иоанна, Памвы.
Справки - по телефонам 98-44-73; 8-927-615-28-01.
Александр МОЛЧАНОВ
Событие
Мощи Матроны увидели и в Сызрани
27 июня произошло достаточно примечательное событие в православной религиозной жизни г. Сызрани: в Казанский кафедральный собор были доставлены из г. Тольятти икона и ковчег с мощами блаженной Матроны Московской.
Здесь святыню встретили местное духовенство и прихожане во главе с настоятелем нашего храма, Благочинным Сызранского округа о. Григорием Коберником, после чего на неделю ее выставили для поклонения всем желающим.
Матрона является ныне одной из почитаемых святых. Тысячи паломников приходят в московский Покровский монастырь, чтобы поклониться ее мощам. Она еще при жизни была любимицей народа. А в 1998 году ее причислили к лику святых.
Когда Матроне, родившейся в 1885 году, было 14 лет, она встретилась со св. Иоанном Кронштадтским. Еще в детстве она предрекла революцию, предсказала потом, что после ее смерти (последовавшей 2 мая 1952 года) "через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу.. На её могиле на Даниловском кладбище люди по вере получали от Господа исцеления.
22 мая ковчег с частицей мощей святой блаженной Матроны и ее икона, по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, прибыли в нашу губернию. Сначала - в самарский Покровский кафедральный собор. Оттуда 13 июня были перевезены в Тольятти, где находились сначала в Преображенском соборе, а потом были доставлены в Богородично – Казанский храм. Желающих приложиться к святыне оказалось очень много. А 27 июня ее перевезли в Сызрань, в Казанский кафедральный собор, где она пробудет по 4 июля включительно. 01.07.2010.
Александр МОЛЧАНОВ.
Событие
НАГРАДИЛИ ДОСТОЙНЫХ
11 апреля 2010 года традиционный пасхальный визит в Сызрань совершил Владыка Сергий, Архиепископ Самарский и Сызранский.
Его поездка в наш город в нынешнем году совпала с Антипасхой, что означает «вместо» или «противоположный Пасхе». Но это вовсе не противопоставление, а обращение к прошедшему великому празднику, повторению его на восьмой день. По народной традиции данная дата именуется также Красной горкой.
Утром 11 апреля в Казанском кафедральном соборе г. Сызрани, при большом стечении прихожан, состоялась Пасхальная Божественная Литургия, которую в сослужении с духовенством Благочиния и совершил Владыка Сергий, а затем – Крестный ход. А в 16 часов в Свято-Вознесенском мужском монастыре под его руководством прошла Пасхальная утреня. На обеих службах Архиепископ Самарский и Сызранский отметил достойных священнослужителей и мирян, вручив им церковные награды.
В Казанском соборе его настоятель, Благочинный Сызранского округа протоиерей Григорий Коберник был удостоен ордена святого равноапостольного великого князя Владимира III степени. Это – одна из старейших и почетнейших патриарших Русской Православной Церкви.
Еще одну патриаршую награду – медаль преподобного Андрея Рублева III степени – Владыка Сергий вручил местному предпринимателю Валерию Гуськову. А клирик Шигонского Благочиния Леонид Куркудинов возведен в сан протоиерея.
Несколько священнослужителей получили архиерейские награды в Вознесенском монастыре.. Наперстный крест – клирик этой обители, иеромонах Даниил (Митин), и настоятель храма в честь Вознесения Господня в г. Октябрьске иерей Виталий Нефёдов. Его брат, иерей Евгений Нефёдов, являющийся клириком этого же октябрьского храма, удостоен права ношения камилавки.
Отметим, что сызранцы тепло встречали своего архипастыря. Визит в наш город Архиепископа Сергия произошел незадолго до дня его рождения, и мы от лица всех священнослужителей и прихожан от души поздравляем его с этим событием, желаем ему крепкого здоровья, благоденствия и помощи Божией во всех делах! 30.04.2010.
АЛЕКСАНДР МОЛЧАНОВ.
СЛУЖИТ БОГУ, ЦЕРКВИ И ЛЮДЯМ!
В воскресенье, 7 февраля, православные чествуют святителя Григория Богослова, и это будет также день тезоименитства Благочинного Сызранского округа, настоятеля Казанского кафедрального собора о. Григория Коберника, который отметит свое 60-летие.
Уже в 23-й раз будет отмечать о. Григорий свой день ангела на Сызранской земле. Родился и вырос он в верующей семье на Украине, в селе Кинаховцы Збаражского района Тернопольской области, где христианский храм не закрывался даже во времена самого лютого разгула воинствующего атеизма. Потом переехал в Россию, окончил Московскую духовную семинарию. На протяжении ряда лет служил в кафедральном соборе г. Новосибирска. Несмотря на огромное противодействие тамошних властей, построил несколько новых православных храмов.
В 1987 году о. Григорий переехал в наш город. Вскоре был назначен настоятелем Казанского собора, а затем и Благочинным Сызранского округа. Думается, местной православной общине очень повезло, что у нее появился именно такой пастырь. Как говорят знающие его люди, он повел вверенную ему паству ко Христу поистине царским путем, сочетая мудрость и простоту, кротость и строгость, благочестие, рассудительность и братолюбие; окормляя прихожан с любовью, охотно и с вдохновением.
Когда о. Григорий возглавил Сызранское Благочиние, в нем действовала всего одна православная церковь – Казанский собор, куда и стекались христиане со всей округи. И вот, как недавно было подсчитано, за прошедшие примерно 20 лет (достаточно небольшой по историческим меркам срок) при его непосредственном участии и руководстве в нашем благочинии было открыто 40 городских и сельских храмов – как старинных, которые возвращены к жизни, так и построенных с «нуля». Наверняка многие местные предприниматели искренне завидуют хозяйственным качествам о. Григория. Для него фактически нет ничего невозможного. В условиях практически полного отсутствия финансирования со стороны светских властей (из года в год обещается помощь из бюджетов всех уровней, но так и не поступает) он все-таки изыскивает средства на развитие православия на Сызранской земле. Естественно, с помощью прихожан и спонсоров, у которых он пользуется беспрекословным авторитетом.
Перечислим только некоторые церкви, в открытие которых о. Григорий внес большой вклад: это Вознесенский храм мужского монастыря, в честь Пресвятой Троицы, Успения Богородицы, иконы Божией Матери Феодоровской и «Неопалимая Купина», великомученика Георгия Победоносца в Сызрани, архистратига Божия Михаила в селах Усинском и Шигонах, Смоленской иконы Богородицы в г. Октябрьске, святителя Николая в пос. Междуреченск, святых бессребреников Космы и Дамиана в с. Старая Рачейка, апостолов Петра и Павла в с. Заборовка, святителя Николая в с. Приволжье, равноапостольной княгини Ольги в с. Преполовенка, и многие-многие другие.
Постоянно занимается он и благоукрашением Казанского собора – одного из самых красивых памятников истории, культуры и архитектуры нашего города, реставрацией Христорождественского храма. Именно при непосредственном участии о. Григория, Сызрань стала златоглавой. Были открыты несколько воскресных духовных школ, православные детский сад и гимназия. Вот уже более 17 лет издается ежемесячная религиозно-общественная газета «Православная Сызрань».
Да, все прошедшие годы о. Григорий Коберник – Почетный гражданин нашего города - являл и являет собой пример самоотверженного служения Богу, Церкви и людям. В своих проповедях он призывает всех нас нести людям слово Христовой правды, быть солью земли и светом миру, призывает к покаянию, терпению и смирению. Его предстоящий 7 февраля день ангела и 60-летний юбилей – это и праздник для всех местных православных прихожан. От их имени и хочется пожелать о. Григорию, чтобы Господь преумножил его силы и сохранил на многая и благая лета! 06.02.2010.
Александр МОЛЧАНОВ
СОВЕРШИЛ ПАЛОМНИЧЕСТВО В ИЕРУСАЛИМ
С 10 по 18 ноября Господь сподобил Благочинного Сызранского округа, настоятеля Казанского кафедрального собора, протоиерея о. Григория Коберника совершить паломническую поездку во Святой город Иерусалим. Сделал он это в составе делегации нашей епархии, которую возглавлял Высокопреосвященнейший Владыка Сергий, архиепископ Самарский и Сызранский.
По возвращении, во время всенощного бдения в Казанском соборе в честь Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, о. Григорий помазал всех прихожан елеем со святых мест, и вручил каждому небольшую иконку, привезенную из святаго града Иерусалима.Отец Григорий Коберник в Казанском кафедральном соборе г. Сызрани вместе с губернатором Самарской области Владимиром Артяковым.
НАГРАДА ДЛЯ БЛАГОЧИННОГО
В рамках отмечавшегося недавно традиционного Дня нашего города торжественное собрание, посвященное его 326-й годовщине, прошло четвертого сентября в здании местного драматического театра.
На нем глава г. о. Сызрань Виктор Хлыстов вручил различные награды в ознаменование этого праздника ряду наших земляков. В их числе – настоятель Казанского кафедрального собора, Благочинный Сызранского округа, протоиерей о. Григорий Коберник. Он был удостоен мэром Знака отличия первой степени за заслуги перед городом. Наши поздравления Благочинному!
На снимке. Отец Григорий Коберник в Казанском кафедральном соборе г. Сызрани поздравляет с Пасхой 2009 года Владыку Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ
Святость храма требует к себе особого благоговейного отношения. Апостол Павел учит, что на молитвенных собраниях «все да бывает благообразно и по чину». С этой целью установились следующие руководящие правила.
1. Входи в св. храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11,28).
2. Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.
3. Когда входишь в храм и видишь св. иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.
4. Войдя в св. храм, сотвори — в будничные дни три земных, а в праздники три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне грешному», «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного», «Вси святии, молите Бога о мне, грешном».
5. Православные христиане подают во время Божественной Литургии — главного христианского богослужения — записки о здравии живых своих родственников (крещеных, православных) и, отдельно, об упокоении умерших. Имена пишутся аккуратно, разборчиво — полные, в родительном падеже: о здравии (или упокоении) кого? — Тамары, Иоанна, Никифора и т.п. Записки подаются перед началом службы, обычно там же, где покупают и свечи. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различие цены записок отражает лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же можно сказать и о цене свеч.
6. Благоговейно относись к церковной свече: это — символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
7. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо Царских Врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, постарайся встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это невозможно, встань на свободное место и внимательно совершай внутреннюю молитву.
8. В св. храм всегда приходи к началу Богослужения. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Св. Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей Службы.
9. Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом Богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия; Песнь Богородицы и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся Литургия, начиная от «Иже херувимы...».
10. В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.
11. В храме должно стоять и только в случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной митрополит Московский
Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии нужно стоять.
12. Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься в это время не следует. Склонять голову принято и когда открывают или закрывают Царские Врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием. Во время освящения Св. Даров (молитва «Тебе поем») нужно, если в храме не очень людно, совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совершают их и после причастия. В эти дни твори поясные поклоны, касаясь рукой пола.
13. В храме молись как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Св. Троице и Иисусу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.
14. Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.
15. Никогда не позволяй ребенку есть в св. храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб.
16. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.
17. Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, во время Богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай. Постарайся не обращать внимания, а если, по немощи, не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.
18. Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как Богослужению так и молящимся.
19. До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это — грех перед Богом. Если же это случится, скажи на исповеди священнику.
20. По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины — в левой. Прохода от главных дверей к Царским Вратам никто не должен занимать.
21. Женщины должны входить в храм скромно одетыми и с покрытой головой. Не допустимо причащаться Св. Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
22. Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания Службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.
«Православная Сызрань», октябрь 2009 г.
ЖИЗНЬ
ЦЕРКОВНОГО ЧЕЛОВЕКА В СЕМЬЕ
Семейная жизнь - частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном этикете.
Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне храма. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.
Обращение. Имя. Поскольку имя православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покровителем, то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Кольча, Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п. Употребление ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх. Недопустимо также называть домашних животных (собак, кошек, попугаев, морских свинок и т.д.) человеческими именами. Любовь к животным может превратиться в подлинную страсть, которая умаляет любовь к Богу и человеку.
Дом, квартира церковного человека должны являть собой пример житейской и духовной сообразности. Ограничиваться необходимым количеством вещей, предметов кухонного обихода, мебели - значит видеть меру духовного и материального, отдавая предпочтение первому. Христианин не гонится за модой, это понятие вообще должно отсутствовать в мире его ценностей. Верующий знает, что каждая вещь требует к себе внимания, ухода, времени, которого часто не хватает на общение с близкими, на молитву, чтение Священного Писания. Найти компромисс между Марфой и Марией (по Евангелию), выполнять по-христиански добросовестно обязанности хозяина, хозяйки дома, отца, матери, сына, дочери и при этом не забыть о едином на погребу - это целое духовное искусство, духовная мудрость. Несомненно, духовным центром дома, собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью, должна быть комната с хорошо подобранным набором икон (домашний иконостас), ориентирующим молящихся на восток.
Иконы должны быть в каждой комнате, а также на кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно вызывает у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство: войдя в дом и желая перекреститься, они не видят образа. Смущение (уже с обеих сторон) вызывает и незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий произносит: "Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас", на что хозяин отвечает: "Аминь"; либо гость говорит: "Мир вашему дому", а хозяин отвечает: "С миром принимаем".
В квартире церковного человека духовные книги не должны находиться на одном стеллаже (полке) с мирскими, светскими. Духовные книги не принято оборачивать в газету. Церковную газету ни коем случае не используют для бытовых нужд. Пришедшие в негодность духовные книги, журналы, газеты сжигают.
В красном углу рядом с иконами не размещают портреты и фотографии дорогих хозяевам людей.
Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором.
Ни в коем случае в квартире не держат столь распространенные сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения языческих богов, ритуальные маски африканских или индейских племен и т.д.
Пришедшего (даже на малое время) гостя желательно пригласить к чаю. Здесь хорошим примером может служить восточное гостеприимство, положительное влияние которого так заметно в радушии православных, живущих в Средней Азии и на Кавказе. Приглашая гостей по какому-то определенному поводу (именины, день рождения, церковный праздник, крещение ребенка, венчание и т.п.), предварительно продумывают состав гостей. Исходят при этом из того, что верующие люди имеют иное миропонимание и интересы, нежели далекие от веры люди. Поэтому может случиться, что человеку неверующему будут непонятны и скучны разговоры на духовную тему, это может и обидеть, оскорбить. Или же может случиться, что весь вечер уйдет на жаркий (хорошо бы не бесплодный) спор, когда забыт будет и праздник. Но если приглашаемый - на пути к вере, ищет истину, подобные встречи за столом могут пойти ему на пользу. Украсить вечер могут хорошие записи духовной музыки, фильм о святых местах, лишь бы это было в меру, не чрезмерно затянутым.
Иеромонах Аристарх (Лоханов)
СТАРООБРЯДЦЫ ОТМЕТИЛИ ДВА ЮБИЛЕЯ
Два очень значимых юбилея отметила в Сызрани 27 сентября 2009 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, местная белокриницкая община Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ).
Воскресным утром прошло торжественное богослужение в ее небольшом храме на ул. Фрунзе. Он был построен в 1984 году и освящен в честь Воздвижения, так что ему в этот день исполнилось 25 лет. Как рассказала нам позже участвовавшая в этом празднике редактор интернет – сайта «Самарское староверие» Ирина Гудкина, всем присутствовавшим он очень понравился. В гости к сызранцам 27 сентября приехали представители старообрядческих общин РПСЦ из нашего губернского центра, а также из Тольятти, Жигулевска, Саратова, Балакова, других городов. Божественную литургию совершила целая группа священнослужителей. Это настоятель сызранского храма Глеб Бобков (постоянно он проживает в Удмуртии), здешний диакон Сергий Сусоров, прибывшие из Казани протоиерей Геннадий Четвергов и диакон Роман Донцов, и иерей Димитрй Мартышин из Самары.
Далее, в двенадцатом часу дня, часть староверов, собравшихся в храме на ул. Фрунзе, совершила крестный ход через новый мост на Крымзе в старинную, полуразрушенную Крестовоздвиженскую церковь на ул. Ульяновской. В этой процессии участвовало около 30 человек (в основном женщины пожилого возраста), а возглавляли ее вышеназванные священнослужители.
Ожидая шествие на самой ул. Ульяновской, автор этих строк вспоминал историю данного храма. Он был построен ровно 100 лет назад, в 1909 году, из красного кирпича в византийском стиле наподобие креста, на добровольные пожертвования прихожан. Церковный купол состоял из пяти деревянных глав с позолоченными крестами. А рядом с храмом одновременно была воздвигнута колокольня из такого же материала.
Постановлением президиума Сызранского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 29 августа 1935 года Крестовоздвиженская церковь была закрыта, национализирована и передана в ведение местного коммунального управления. Позже здесь долгое время располагался продуктовый склад.
На заре перестройки Сызранский горисполком попытался восстановить этот некогда очень красивый храм в качестве памятника истории, культуры и архитектуры, и с этой целью в 1988 году передал его для реставрационных работ хозрасчетному центру «Арсенал». Однако из-за нехватки средств через пару лет они прекратились.
В 2000 году Крестовоздвиженскую церковь наконец-то возвратили местной белокриницкой общине. Однако это было сделано без соблюдения необходимых процедур, в результате чего старообрядцы почти семь лет не могли зарегистрировать право собственности на здание. Произошло это только в конце 2007 года. А в марте 2008-го в этом храме в ходе своего визита в Сызрань побывал предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий. Он выразил пожелание, чтобы церковь была восстановлена уже в ближайшем будущем.
Однако этому, судя по всему, пока препятствует продолжающийся финансовый кризис. И на торжественном богослужении, которое 27 сентября староверы провели 27 сентября в Крестовоздвиженском храме в честь 100-летия его постройки, разруха ощущалась буквально во всем. Отсутствует крыша в центральной части церкви, кругом валяется всевозможный строительный мусор – битый кирпич, полусгнившие доски.
- Жалко, что это только памятник местного значения, - отметила в беседе со мной вышеупомянутая И. Гудкина. – Привлечь на его восстановление средства из федерального бюджета явно не удастся, и остается уповать на выделение денег из губернской казны…
Я хотел было напомнить ей о том, что вообще-то Крестовоздвиженская церковь была построена 100 лет назад на добровольные пожертвования прихожан, но, посмотрев на собравшихся здесь пожилых богомольцев, решил воздержаться от экскурса в историю…
Александр МОЛЧАНОВ.
РЕКОНСТРУИРУЕТСЯ МЕЧЕТЬ НА УЛИЦЕ ДЕКАБРИСТОВ
Недавно мы побеседовали с имамом – мухтасибом Сызранским, Октябрьским и Шигонским и имамом – ахундом (1-м заместителем муфтия Самарской области) Илгизаром – хазратом Сагдеевым. Отметим, что в ходе недавнего празднования Дня города он был награжден главой г. о. Сызрань Виктором Хлыстовым Почетной грамотой местной Думы за активную общественную деятельность. С разговора об этом и началась наша беседа.
- Я благодарен городским властям за поддержку моих усилий по сплочению местных мусульман, развитию исламской жизни! – говорит Илгизар – хазрат. – У нас уже давно налажены хорошие контакты с Виктором Хлыстовым и другими руководителями, которые оказывают нам должную поддержку во всех наших начинаниях. В связи с этим не могу не отметить и муниципальную газету «Волжские вести». Отрадно, в частности, что она, откликаясь на просьбы многих читателей, решила печатать программу татарского телеканала, который можно принимать в Сызрани.
- Что же касается празднования 326-й годовщины города, - продолжил И. Сагдеев, - то эти торжества мне очень понравились. Думаю, например, что многие татары, которые были на главной площади Сызрани, получили массу удовольствия, услышав с большой сцены песню «Эх сез матур кызлар…» («Эх вы красавицы…») в исполнении лауреата городской и областной студенческой весны Наиля Юсупова.
Интересным получился состоявшийся в парке «Гномик» традиционный фестиваль национально центров, на котором выступили представители казачества, русской, немецкой, татарской и цыганской культур. Отмечу также день открытых дверей, проходивший 6 сентября во Дворце творчества детей и молодежи. В ходе этого мероприятия татарскую воскресную школу посетили желающие приобщиться к нашей культуре и языку.
Что ж, праздник завершился, начались будни. Решением каких проблем вы сейчас занимаетесь?
- Остановлюсь на одной из них. Продолжается реконструкция мечети на ул. Декабристов. В настоящее время здесь уже возведены новые стены, смонтирована крыша, установлен минарет, а также сделано новое ограждение. Большую помощь в этом нам оказал ряд местных предпринимателей, в том числе генеральный директор ООО «Кристалл» Дамир Багапов и руководитель ООО «Альянс – мед» Рафик Бадаев.
Теперь в этой мечети осталось разобрать старые стены, выполнить внутреннюю отделку, установить двери и окна, смонтировать систему отопления и пожарную сигнализацию, провести электрификацию, завершить благоустройство.
Записал Александр МОЛЧАНОВ.