|
Статьи о Сызрани
СЫЗРАНСКИЕ КУЛУГУРЫ
Это интересно СЫЗРАНСКИЕ КУЛУГУРЫ
Думается, каждый человек, достаточно долго проживший в Сызрани, неоднократно общался с людьми, утверждавшими, что их предки были кулугурами. При этом практически никто толком и не знает, что же они из себя представляли. Самое распространенное мнение заключается в том, что это были раскольники-староверы, называвшиеся так именно в нашем городе. Что ж, придется их разочаровать – слово «кулугур» возникло отнюдь не в Сызрани. Оно происходит от греческого «калогер», и означает имя, с которым в древних монастырях младшие обращались к старшим, более почетным лицам. В несколько изменившемся виде это слово и попало в русский язык. Еще с 18-го века им стали обозначать пожилых лидеров старообрядческих общин беспоповцев – наставников и начетников, а затем и всех прочих. Правда, не по всей России. В основном кулугурами именовались различные общины староверов – беспоповцев (преимущественно федосеевцев), в большом количестве находившиеся до Октябрьской революции в Симбирской, Самарской, Саратовской и Оренбургских губерниях. Примечательно, что уже в 19-м веке сами они этим словом величали себя все реже и реже. Дело в том, что в царское время оно постепенно получило пренебрежительно-отрицательное значение по отношению едва ли не ко всем старообрядцам. И кто бы мог подумать, что в памяти у их далеких потомков сохранится именно это название, а не какие-либо другие! Самым знаменитым сызранским кулугуром был Павел Прусский, родившийся в нашем городе в 1821 году. В первую половину своей жизни он принадлежал к расколу (по федосеевскому толку), занимая в нем весьма видное положение как хороший начетчик. Но в 1868 году он присоединился к единоверию, стал известным православным богословом, и внёс большой вклад в преодоление церковного раскола. В своих сочинениях Прусский обосновал необходимость создания в России единоверческих храмов. Один из таких храмов, в честь апостолов Петра и Павла, открылся в Сызрани в конце XIX века (уже после его смерти, последовавшей в 1895 г.). Далее, в 1913-м, был возведен еще один – Никольский. И если первый из них уже давным-давно разрушен (на его месте построили железнодорожную школу), то второй, в пер. Достоевского, 9, находится сейчас в ужасающем состоянии. Хочется верить, что он все-таки дождется реставрации, или хотя бы косметического ремонта! Тем более, что в нашем городе сейчас решили развивать туризм, и путешественники, которые заедут к нам через «речные ворота», в первую очередь будут лицезреть именно Никольскую церковь… Возвращаясь к кулугурам, отметим, что до Октябрьской революции их часто описывали как людей замкнутых и необщительных (даже по сравнению с другими старообрядцами), связанных множеством норм. Большинство предметов быта они изготовляли сами. Мужчины носили бороды, женщины – простую одежду. Платок повязывали особым образом, «на кромку»: два ближайших конца платка скалывали булавкой. Кроме того, многие кулугуры самостоятельно накладывали на себя пищевые ограничения: не ели мясного и не употребляли алкоголь. В годы советской власти их общины постепенно начали распадаться (в отличие, например, от старообрядцев белокриницкого и поморского толков, которые, хотя тоже понесли немалые потери, но все-таки доказали свою жизнеспособность). Древние традиции стали забываться, и в настоящее время подавляющее большинство потомков сызранских кулугуров уже практически ничем не отличаются от обычных православных людей. Но их история, конечно же, представляет определенный интерес, и автор будет признателен читателям, которые помогут ее дополнить. Александр МОЛЧАНОВ
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Искандер (20 Апреля 2010)
|
Просмотров: 10113
|
|
|